?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

или Открытое заседание предметной комиссии по литературе в Департаменте образования г. Москвы

Я обещала коллегам привести в порядок и выложить сюда мои впечатления от состоявшегося в среду Открытого заседания предметной комиссии ЕГЭ по литературе. Заседание посвящалось проблеме, которую подняла пресса: московские выпускники в этом году получили очень низкие баллы (в том числе выпускники талантливые, победители и призеры олимпиад по литературе), а на апелляции, по отзывам детей и родителей, детей не слушали, оценок практически не повышали (максимум на 3 балла, дальше нельзя).
В общем, ДОгМ позвал всех заинтересованных на открытое заседание. Я пошла слушать, потому что у меня на следующий год любимый сын и любимый класс сдают ЕГЭ по литературе. В этом году у меня выпускников нет, так что я лично ни в чем не заинтересована.  Впечатления изложены ниже. Добавлю еще, что я человек не из системы образования: я в школе совместитель, по образованию филолог, на жизнь зарабатываю журналистикой.
Длинно изложенные впечатления будут под катом.

Существенная и сущностная подготовка
Первое - это тяжелое, угнетающее впечатление от начальства всех видов и мастей. Прежде всего режет ухо неграмотная речь ("Статистика еще неполная - НЕ по России, НЕ по Москве", "Мы серьезно и ответственно работаем в том русле, чтобы команда экспертов была профессиональной", дальше я просто перестала записывать). Обилие канцеляризмов; бессмысленные выражения, которые повторяются с удовольствием от собственного красноречия ("апелляция - инструмент ручной доводки" – это было раз десять повторено; «проходят существенную и сущностную подготовку»).
Да, сказал один из хороших френдов при подзамочном обсуждении – но мы все делаем речевые ошибки, когда волнуемся и ищем правильные выражения. Да, и я тоже их делаю. Отличие в том, что это не поиск самой удачной формулировки для сложной мысли – нет, это облечение безмыслия в казенные формулы. Или попытка облечь в эти формулы мысли, которые прямым текстом высказать неприлично («вы все дураки и бездельники», например).

Низкий вам поклон
Начальство поменьше то и дело отвешивает начальству побольше «низкие поклоны». Честно говоря, сбилась со счета – сколько раз комплименты и низкие поклоны отвешивались председателю комиссии, департаменту образования, лично Калине, администрации президента…
Кстати, было сказано, что с преподаванием литературы в стране катастрофа и что сейчас принимаются меры по борьбе с катастрофой - по линии Администрации президента, по линии Общественной палаты (это, как я понимаю, про инициативы Пожигайло и Яровой про Единую Концепцию и Единый Учебник, про съезд с участием потомков Лермонтова и Достоевского, про создание Ассоциации преподавателей русского языка и литературы и проч.).
 А с теми, кто не начальство – с теми разговаривают резко и грубо. Эта манера разговора – не преднамеренная даже, это люди так устроены, они так мыслят, они так разговаривают. В их системе представлений о мире есть вышестоящие (которым «низкий поклон»), есть равные (которым уважение и «бесконечная благодарность за такт, выдержку и тактичное отношение к выпускникам») и есть нижестоящие, которые ничего не понимают и которых надо научить, как правильно жить, путем коротких команд и прямолинейных оценок.
В какой-то момент я уже начала записывать: заниматься надо было своими детьми! А родители, которые кричат сейчас больше всех, рассчитывали на сливы ЕГЭ! Учителя настраивают родителей против предметной комиссии! Мы специально открыли курсы в МИОО по подготовке учителей  к подготовке детей к ЕГЭ, так ни один из учителей не заявился! Учителя и родители не умеют читать и понимать информацию! Родители просто нас не слышат и не хотят слышать!  Еще один защитник детей у нас тут нашелся! (Это про С. В. Волкова). Все это так меня взбесило, что я очень злобно сказала, когда мне дали слово, что если бы наши дети так писали сочинения, то им бы такие выражения  сочли за этические ошибки).
Все, что говорится и спускается для выполнения вышестоящими, принимается как данность. «Мы – государевы люди» (кстати, напомните, в каком году у нас восстановили монархию?). «Данный результат никак не может быть опротестован».  «Права поднять балл у эксперта нет». «Изменение формата апелляции – вне моей компетенции». «Эксперты несут личную ответственность за повышение оценок». «Нас поставили перед фактом, что меняется процедура апелляции». «Мы не имеем права отменять формат, который дают нам сверху».

Превратно интерпретирует
Все, что говорится и пишется  нижестоящими (родителями, детьми  и внесистемными учителями) вообще не считается достоверным и достойным рассмотрения. «Волков умеет преподнести факты, но он оперирует скорее слухами и превратно интерпретирует полученную информацию». «Информация в статье недостоверна или очень вольно трактует формулировку заданий». После того, как мама выпускника, учитель выпускника и ученица рассказали совершенно одинаковые истории апелляции – представители системы заявили, что «факты представлены не были». Выпускница, кстати, рассказ о своей апелляции не закончила – расплакалась. Это к вопросу о «тактичном отношении к выпускникам».
Всех перещеголял Роман Дощинский, председатель Ассоциации преподавателей русского языка и литературы г. Москвы: «И хотел бы поверить Надежде Ароновне Шапиро, но не могу».
Кто знает Надежду Ароновну Шапиро  – те оценят. Кто не знает – тем предлагаю аргумент Р. А. Дощинского, почему нельзя верить прекрасному учителю Н. А. Шапиро: «Система не ошибается. Система ошибаться не может».
Даже правда – и то здесь не самая большая необходимость. Человек из приемной комиссии со сцены в микрофон: «Я всем предлагала обратиться с жалобой в Рособрнадзор». Мама, сидящая рядом со мной: «Я лично с ней разговаривала! Мне она ни слова об этом не сказала!»
Человек из приемной комиссии: «На этажах были системно написаны телефоны Рособрнадзора». Другая мама: «Нет, не были, мы ходили и искали».
Если родители, учителя и дети находят недостатки в работе апелляционной комиссии – им тут же находятся объяснения. Находятся в одной из следующих плоскостей:
- самопиар Сергея Волкова, дезинформация, вольная интерпретация – словом, попытка построить дешевую популярность на искажении фактов;
- частные случаи каких-то плохо сдавших экзамены детей и бешенство их мам (в кулуарах слышала, как две учительницы говорили: «эти учителя создают у мам нереалистичные ожидания и ложные представления об успехах их детей»)
- политический конфликт.

Так называемые элитные
Про политический конфликт, пожалуй, стоит поподробнее. Некоторые выступающие очень старательно пытались сделать из проблемы «оценки за ЕГЭ по литературе московским школьникам занижены, апелляция проведена плохо» проблему «так называемые элитные школы не умеют работать как следует».
Здесь говорилось и о «равенстве образовательных возможностей для всех». И о том, что «нужно помнить и о тех, кто не подал апелляцию, чтобы не нарушить баланс» (готова предложить конкурс на лучшую интерпретацию этого высказывания).
Но самое главное – речь шла о том, что в «так называемых элитных школах» умеют работать только с отборными детьми; что когда эти школы слили с обычными дворовыми – оказалось, учителя не умеют работать с нормальными детьми; что ЕГЭ показал истинный уровень подготовки детей из так называемых элитных школ, которые наполучали высоких баллов на так называемых олимпиадах, организованных так называемыми педагогами из так называемых элитных школ….
А теперь выяснилось, что они ничего не знают, экзамен сдать не могут, оттого и бесятся. Потому что учителя внушили родителям завышенные ожидания.
Так что надо всем учителям идти учиться в МИОО, проходить «подготовку по подготовке» детей к ЕГЭ, участвовать в работе предметной комиссии, только тогда учителям вообще можно присваивать категории и давать какие-то награды. (Калине этот пункт предложений особенно понравился).
А эти так называемые учителя из так называемых элитных школ теперь ведут ужасно неэтичные обсуждения в «этих фейсбуках» и развязали кампанию против своих коллег из предметной комиссии, в которую втянули родителей.

Так вот о психотерапии
Серьезный спор был об апелляции – какой должна быть процедура: очной или заочной, с участием взрослого или без, можно ли участвовать учителю или нет, могут повышать балл или нет, можно обжаловать или нет, можно понижать балл или нет.
Тут столкнулись две принципиально полярных точки зрения.
Первая – официальная: «апелляция – это не сеанс психотерапиии», рассматривать заочно можно, ребенку надо указать на ошибки, взрослые не нужны, оценку повышать формат не позволяет, за повышение оценки эксперты несут ответственность (это их недоработка).
Вторая – альтернативная: апелляция – это продолжение процесса обучения; на апелляции как раз и надо обсудить, где ребенок ошибается, выслушать его аргументы, и если он прав – повысить оценку; пересматривать надо не только часть С, но и часть В, которая проверяется компьютером, потому что есть ошибки распознавания и сканирования; апелляция должна быть состязательной, она должна проводиться с участием компетентного взрослого.
Здесь Дудова, председатель Всероссийской ассоциации преподавателей русского языка и литературы, сказала, что коллеги не понимают «семантики слова «апелляция»», и что слово это означает «пересмотр», так что работа полностью пересматривается и оценка может быть как повышена, так и снижена. (Я когда получила микрофон – тут же сказала, что когда уголовники подают апелляцию в Верховный суд, им приговор не пересматривают с 8 лет за убийство на 16 лет, и что хорошо бы, чтобы у наших детей были хотя бы те же права, что и у уголовников).

Калина буль-де-неж
В общем, на этом фоне выступивший в финале Калина был так бел, так пушист, так человечески человечен, что я почти его возлюбила.
Важно, что Калина сказал - все сомнения должны решаться в пользу ребенка, не бойтесь повысить ему оценку.
«Мы не можем допустить, чтобы пострадал хоть один ребенок». «Апелляция должна быть продолжением учебного процесса». «Не могу согласиться, что член комиссии пострадает, если повысит оценку. Не помню ни одного обсуждения на Департаменте, чтобы член комиссии пострадал. Ну укажут, что зря повысили, ну удар по профессиональному самолюбию – но если есть сомнение, если есть уверенность в том, что оценку надо повышать – повышайте. Ну поправят нас федералы – выдержим».
«Кто-то сказал, что в школе теперь учат соответствовать критериям. А вы не давайте, чтобы ЕГЭ менял сущность преподавания в школе. Ну сделайте литературу живой, верните ее к жизни».

Так вот
Теперь выводы, которые из всего этого я сделала для себя

Первое и маловажное.
Я тут как раз подала бумажки на аттестацию, так очень хорошо бы было, если бы аттестация прошла раньше, чем норма «категорию давать только через обучение в МИОО и работу в предметной комиссии» будет воплощена в жизнь. Жизнь у меня одна, притом уже перевалила за половину – и тратить оставшуюся половину на работу в такой «команде профессионалов» я не намерена. Только, может, в смысле антропологического интереса и в целях написания оплачиваемого текста из этнографической серии "как я прожила день в племени методистов".

Второе и главное.
Нет никаких "элитных школ" и "дворовых школ". Школы делятся не по этому принципу. Школы делятся на те, где детей любят и их не унижают, и те, где не любят и унижают. Где маме могут сказать "надо было раньше своим ребенком заниматься" и где не могут. Где уважаемому коллеге скажут в лицо "еще один защитник детей выискался" - и где не скажут. Где любят литературу - и где выполняют указания сверху.
Никаких других различий нет. Я всегда выбирала школы первого типа, потому что в них я могу дышать. По странному совпадению, все три они - СУНЦ НГУ, православная гимназия во имя Сергия Радонежского в Академгородке (я, правда, совсем недолго в ней работала, полтора месяца) и "Интеллектуал" - входят в число лучших школ страны. Элитность школы определяется только одним: в ней работают люди для людей, а не государевы люди для отчета. Тогда в них можно жить, можно работать, а результаты следуют из работы.

Я училась в школе второго типа. В школе, где очень хорошо преподавали предметы естественнонаучного цикла и разбирали на литературе в 10 классе "план показа гибели личности" (это про Ионыча).
В школе, где моя первая учительница говорила нам, первоклассникам: "болтаешься тут, как говно в проруби" и "ей хоть наплюй в глаза - все божия роса" (мне было семь лет, я думала, что речь идет о крайней религиозности, и очень озадачилась, когда это было сказано обо мне).
В школе, где наши персональные дела разбирали по два часа (на одном школьном комсомольском собрании всерьез расследовали дело о  моей неподписанной юмореске про урок физики в школьной стенгазете).
В школе, где я, восьмиклассница, простояла по стойке смирно несколько часов у стенки на педсовете, который собирался исключить из школы меня и еще семерых дев. Нам было по 14 лет, нам объяснили, что из таких, как мы, вырастают воры, убийцы и предатели Родины. У некоторых потом была истерика. Я до сих пор не в состоянии рассказывать об этом педсовете без слез, хотя прошло 30 лет. Я вообще не очень в состоянии о нем рассказывать.
И вот в среду все эти люди - ровно такие же, как те учителя, которые испоганили мое детство и научили меня ненавидеть - ненавидеть долго, упорно, много лет, ненавидеть холодной белой ненавистью, до дрожи -  эти люди учили меня вести себя этично и думать о детях.

Эти люди пытались поставить к стенке Волкова и разобрать его персональное дело.

Дело прямым ходом шло к пресловутым предателям родины, но как-то вовремя остановилось.

Резюме: В школе я способна работать только при одном условии: если мой мир и их мир не пересекаются и не контактируют.
Потому что, как показал опыт, даже когда я с ними говорю о рабочих вопросах, меня начинает так трясти, что руки дрожат и по лицу красные пятна ползут.
Вообразить свое обучение в МИОО у государевых людей или работу в предметной комиссии с государевыми людьми я не в состоянии.
Если хотите - у меня тут детская травма. Это все равно что посадить в комиссию по выработке антибуллинговой политики в школе тех, кто бил, и тех, кого били.
Я не верю в диалог и сотрудничество.
Главная проблема школы - не ЕГЭ, не КИМы, не ФИПИ, не ФГОСЫ.
Главная проблема - государевы люди.

А вообще это все очень-очень старый спор – по сути, спор о Законе и Благодати.

(Любимые коллеги и френды, если кто хочет поспорить. Я вешаю этот текст в ЖЖ, поскольку он слишком велик для фейсбука. Я редко бываю в ЖЖ и могу не ответить на коммент или ответить с опозданием. Заранее прошу прощения).

Comments

( 90 comments — Leave a comment )
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
vulgaris60
Jun. 29th, 2014 04:11 am (UTC)
Спасибо. Именно - люди с отношением. Поэтому спорить можем бесконечно. Спасибо за рассказ и за пере-рассказ. Всё это очень важно тем, кто не был, но переживает. Перепост.
cha_pai
Jun. 29th, 2014 04:57 am (UTC)
Как всегда - человеческий фактор. Читаю про апелляции по математике - совсем другой подход. Не унизить и потоптать, а разобраться.
Ну да - всех учили, но почему же ты, мерзавец, оказался первым учеником...
Елена Жмаева
Jun. 29th, 2014 06:00 am (UTC)
Я в вашей колонне. Спасибо!
urtica_orient
Jun. 29th, 2014 07:03 am (UTC)
Увы!... Учителя литературы советской формации - по определению были главными проводниками советской (читай - беспощадной) идеологии в школе; таковыми они и остались... Только время излечит школу от них.
jellyu
Jun. 29th, 2014 07:05 am (UTC)
Спасибо большое, прекрасный отчет! Но в одном бы поспорила, про типы школ: как это вижу я, есть школы с конкурсным приемом, и есть те, куда берут всех. В первые - конкурсный набор, и оттуда при неуспеваемости можно исключить. В школах второй группы учителя должны "рисовать" оценки бездельникам, которые не хотят учиться. Мой ребенок учился в школе первого типа, я работаю во второй. Я бы не называла школы первого типа "элитными", потому что в нашей стране слово "элита" приобрело отрицательную коннотацию. В нашей учились мотивированные дети мотивированных родителей, и школа была довольно жестокой)). Результатом я довольна полностью. Из школы же где работаю я, не исключают. "Три пишем, два в уме" - стандартная практика. Меня лично это убивает. Мы профессионально развращаем детей, давая им то, что они не заработали. А это довольно взрослые дети, лет по 15, и они уже профессиональные тунеядцы. Из трех участников образовательного процесса (дети-родители-учителя) администрация может реально давить только на учителей. И тут я согласна - главная проблема не дети, а "вертикаль власти". Школа - зеркало страны. Менять надо подход к образованию. Прежде всего должно быть уважение к правам личности, которое проявляется, в частности, в том, что на самом человеке лежит ответственности за свою судьбу. Не хотеть учиться - тоже право ( с определенного возраста). Таким людям надо давать рабочую специальность и интегрировать в рынок труда, а ,конкретно, восстановить систему ПТУ. И пора заканчивать с мифом о всеобщем высшем образовании.
ixtiandra
Jun. 29th, 2014 07:20 am (UTC)
Вы отрицаете право учеников на получение знаний? Вы против закона выступаете, значит? Хотите оболванить учеников, сделать из них профессиональных двоечников?

Священный долг учителя помогать ученикам, а не лишать их знания. Именно поэтому учитель обязан обеспечить каждому своему ученику полную возможность учиться в школе по требованию всеобщего среднего образования.
(no subject) - olga_ovodova - Jun. 29th, 2014 07:57 am (UTC) - Expand
(no subject) - tanyuuuuunushka - Jun. 29th, 2014 08:06 am (UTC) - Expand
(no subject) - 4gazeta - Jun. 30th, 2014 09:33 am (UTC) - Expand
(no subject) - jellyu - Jul. 5th, 2014 05:58 pm (UTC) - Expand
(no subject) - 4gazeta - Jul. 6th, 2014 06:09 am (UTC) - Expand
(no subject) - jellyu - Jul. 6th, 2014 09:29 am (UTC) - Expand
(no subject) - 4gazeta - Jul. 6th, 2014 02:51 pm (UTC) - Expand
(no subject) - jellyu - Jul. 7th, 2014 06:00 pm (UTC) - Expand
(no subject) - jellyu - Jul. 5th, 2014 06:04 pm (UTC) - Expand
(no subject) - i_lukyanova - Jun. 29th, 2014 01:10 pm (UTC) - Expand
(no subject) - antali_ya - Jun. 29th, 2014 06:08 pm (UTC) - Expand
ixtiandra
Jun. 29th, 2014 07:17 am (UTC)
Вижу, что вы в школе так и не смогли стать приличным, воспитанным ребёнком, который никогда не посмеет даже и думать о том, чтобы перечить уважаемым преподавателям. Очень жаль, очень жаль, что школа не сформировала у вас трепетного уважения к приказам начальников!
(Deleted comment)
ludmilapsyholog
Jun. 29th, 2014 07:44 am (UTC)
Да, "элитные" школы - это им кость в горле. Не все, не все. Небось гимназия на Юго-Западе не "делает себе пиар". А только те, в которых есть автономия педколлектива. Вот это никак невозможно в мире "государственных людей".

Ох-ох-ох, сколько мы еще протянем...
Мой развязный ребенок развязно читает Шекспира вообще без шнурков и думает, что все так и будет дальше. Пусть пока думает, может, ишак или падишах помрут все-таки раньше.

А с травмой, кстати, можно разобраться, и даже не очень сложно для человека с воображением.
(Deleted comment)
(no subject) - ludmilapsyholog - Jun. 29th, 2014 10:48 am (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(no subject) - i_lukyanova - Jun. 29th, 2014 01:06 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ludmilapsyholog - Jun. 29th, 2014 01:18 pm (UTC) - Expand
(no subject) - i_lukyanova - Jun. 29th, 2014 11:21 am (UTC) - Expand
(no subject) - i_lukyanova - Jun. 29th, 2014 11:23 am (UTC) - Expand
(no subject) - ludmilapsyholog - Jun. 29th, 2014 01:14 pm (UTC) - Expand
(no subject) - i_lukyanova - Jun. 29th, 2014 01:22 pm (UTC) - Expand
ekimov
Jun. 29th, 2014 08:17 am (UTC)
Полностью соглашусь с Вашим выводом насчёт главной проблемы школы. Респект Вам.
lera1409
Jun. 29th, 2014 09:59 am (UTC)
Спасибо за пост. Мы с дочкой ходили на апелляцию по истории. Ребенок получил неплохие баллы, но все же были вопросы по части С. Так вот, нам, во-первых, указали на фактическую ошибку ( дочь написала "манифест" вместо "указа"), во-вторых, не дали возможность высказать свое мнение и пояснить ответ, в-третьих, поторапливали, якобы время ограничено на каждого человека только 15 минут, далее, что меня вообще сразило, заявили, что готовиться к экзаменам надо не по учебникам(!), т.к. их много разных (выходит, надо читать первоисточники в оригинале?)! В общем, вышли в шоке, я в досаде на себя, что не смогла защитить ребенка, притом, что к.ф.н. и в прошлом школьный учитель по р.яз. и л-ре, состояние ребенка вообще не передать. А когда приехали домой и открыли учебник "История России" Орлов, Георгиева и др., рекомендованный студентам вузов и абитуриентам, где на с.171 черным по белому - манифест! Слов нет, ребенка отпаивала валерианкой, утешала и пр. Вот вам апелляция, вот вам и уроки жизни молодым, которым везде у нас дорога! В завершении: написали он-лайн жалобу в Рособрнадзор: пока ни ответа ни привета. А 30.06 идем на апелляцию по обществознанию, уже трепещу, а что делать?! Дочь, наивный несмышленыш, надеется, что что-то можно будет доказать, ведь она на самом деле на протяжении 2-х лет напряженно готовилась и сама, и с репетиторами!

Edited at 2014-06-29 10:00 am (UTC)
i_lukyanova
Jun. 29th, 2014 11:24 am (UTC)
да, про апелляцию по истории я тоже наслышана :(
спасибо за рассказ.
776166
Jun. 29th, 2014 11:46 am (UTC)
Сушайте, может, этих пидорасов надо начинать бить/линчевать?
i_lukyanova
Jun. 29th, 2014 01:21 pm (UTC)
слушайте, напомните - а ругаться запретили только в СМИ или в блогах тоже?
(no subject) - 776166 - Jun. 29th, 2014 01:27 pm (UTC) - Expand
(no subject) - i_lukyanova - Jun. 30th, 2014 09:51 am (UTC) - Expand
(no subject) - 776166 - Jun. 30th, 2014 10:17 am (UTC) - Expand
(no subject) - i_lukyanova - Jun. 30th, 2014 10:37 am (UTC) - Expand
ondrean
Jun. 29th, 2014 12:57 pm (UTC)
Спасибо, прочитал с огромным интересом и печалью. К сожалению, всё то же самое могу сказать про Петербург. Сейчас выпускал 11 класс в одной из лучших школ города — несколько детей пошли на апелляцию (по русскому, правда, не по литературе). Ох, сколько им и мне там высказали... Оказывается, на апелляции дети должны слушать, а не отстаивать свою позицию ("Вы спорить пришли, что ли?"), причиной для снижения баллов может стать использование в качестве аргумента книги Рэя Брэдбери (видимо, антиутопии глаза режут), а любое написание его имени, отличное от приведённого (напр., "Бредбери"), считается нарушением орфографической нормы. Мне же персонально (при детях!) были высказаны претензии по поводу того, что аж пятеро человек из класса пришли на апелляцию ("Вы приучаете их к бунту и буквоедству!"), а также по поводу того, что они очень развязно себя ведут и не уважают старших, коллег со степенями и регалиями. И вишенка на торте — почему это я (учитель) позволил себе прийти на апелляцию в футболке? Всё это в хамском тоне, чуть ли не переходящем в оскорбления.
После этого мои замечательные дети потрясённо спрашивали меня, почему эти люди так с нами общались и почему я до сих пор работаю учителем в такой системе. Что тут ответить-то можно? Я сначала говорил им что-то про чиновников, спущенные сверху указания и подневольность тёток в комиссии, а потом сказал правду — что сам не знаю, почему работаю, и что только они меня и держали. Назавтра уволился.
В последнее время у меня необычайный пессимизм по поводу всего этого. Ничего, к сожалению, не поменять нашими силами. :(
i_lukyanova
Jun. 29th, 2014 01:22 pm (UTC)
ну что тут скажешь... мужайтесь, о други, боритесь прилежно, хоть бой и неравен, борьба безнадежна...
mike_siversky
Jun. 29th, 2014 02:42 pm (UTC)
Я подавал апелляцию по физике на часть С. Живу в Тюменской области. Честно говоря, ожидал худшего, но обошлось. Хотя... Апелляцией более чем доволен!
Мне попался эксперт с усами, который 40 минут (!) разбирал со мной мою работу, все внимательно выслушивал, показывал, доказывал. Разговаривал (а не спорил) со мной. И все это было очень вежливо. Потом я даже забыл про баллы и про то что где-то там несогласен, мне просто было интересно его слушать и обсуждать с ним работу. Наверно, такие эксперты больше исключения из общих правил. )
i_lukyanova
Jun. 30th, 2014 09:53 am (UTC)
спасибо. Вот как раз на этом заседании и говорили, что апелляция должна быть такой, как вы рассказываете. Она иногда такой и бывает.
ibch
Jun. 29th, 2014 02:44 pm (UTC)
Наткнулся на фразу "было сказано, что с преподаванием литературы в стране катастрофа и что сейчас принимаются меры по борьбе с катастрофой", и понял, что не вижу в этом ни малейшей катастрофы, а скорее, напротив, это очень даже хорошо. Самый мерзкий и вредный предмет в российской школе - это именно литература, с её всевозможными "Что автор хотел сказать этим произведением?" и пошлейшим анализом творчества реально великих людей, отбивающими всякое желание что-либо читать в дальнейшем. Вообще бы упразднить его как вид, оставить только русский язык...
fotovivo
Jun. 29th, 2014 03:52 pm (UTC)
Знакомо, школа второго типа. О первом только мельком, понаслышке (шаталовская в Донецке), не довелось узнать поближе. А со "вторыми" - я с ними в одной стране жить не могу, трясет стоит лишь вспомнить.
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
( 90 comments — Leave a comment )